Главная-Мотодепо RSS ремонт мотоциклов
Мотодепо поздравляет всех с мотосезоном 2017! Мотодепо объявляет набор учеников
Санкт-петербург ул.цветочная дом 6 Тел: +7(981)700-00-11

Супермото (англ. Supermoto) один из самых молодых видов мотоспорта, зародившийся в 1979 году в США.

Как появился супермото, супермотард...

   Причиной его зарождения стал телеканал ABC’s Wide World of Sports, задумавший новое телешоу для своих телезрителей. Цель шоу была в выявлении самого быстрого и наиболее универсального мотогонщика (superbiker) среди разных дисциплин (мотокросс, трек, драг и т.п), но при условии, что мотоцикл будет на всё про всё один! Чтобы мотивировать гонщиков и конструкторов, им пообещали свыше 20 миллионов зрителей аудитории телеканала.

    Вследствие новизны такой дисциплины мотоспорта, не было известно, какой тип мотоцикла подойдёт лучше всего к таким испытаниям, и вначале на треке можно было увидеть даже Харлей-Дэвидсон (причем не на самом последнем месте). В результате боевых испытаний на этих гонках и был определён наиболее эффективный в подобных условиях тип мотоцикла — лёгкий кроссовый моноцилиндр с широкими, шоссейными колёсными дисками и усиленными тормозами, который разгонялся на прямой до 160 км/ч и более, спокойно мог прыгать на трамплинах и не терял темпа на грунте. Шоу это продолжалось до 1985 года, было проведено пять полноценных гоночных сезонов, после чего интерес к дисциплине стал угасать, и оно кануло в Лету. Да, шоу было забыто, но уникальный опыт, полученный на этих соревнованиях, и уникальные характеристики созданных в этот промежуток времени мотоциклов не остались незамеченными и по другую сторону земного шара, где движение Superbikers было подхвачено французскими энтузиастами несколько лет спустя после окончания передачи. Мотоциклист по-французски — «motard», соответственно, и название «супермотоциклист» французы переиначили на свой лад — «Supermotard», под которым оно и закрепилось в истории.

      Как правильно — «супермото» или «супермотард»?  Часто возникают споры о том, как правильно называть этот вид спорта и мотоциклов — «супермото» или «супермотард»? Преобладает следующая точка зрения — «супермото» называют вид спорта и соревнований (и иногда сам класс мотоциклов, так как это название нейтрально с интернациональной точки зрения), а «супермотардом» кличут каждый отдельный мотоцикл, принадлежащий к классу супермото. По аналогии со «спортбайком», «эндуро» и т. п.

        Европейский вклад  Во Франции с её развитой системой извилистых дорог департаментального значения движение супермото быстро завоевало популярность, и оттуда мода начала расползаться по Европе. Так как заводских супермотардов на тот момент не существовало в природе, единственным способом завладеть супермотадом была его постройка. Так как движение поначалу было чисто любительским, то в качестве доноров выбирались кубатурные эндуро и кроссовые мотоциклы типа Honda CR500, Kawasaki KX500, Honda XR650R, Yamaha WR450, Suzuki DRZ400, KTM LC4 620 и им подобные. Так как на мотоцикле ездили каждый день, то нужна была надёжность, и чистокровные кроссовые мотоциклы особой популярностью при переделках не пользовались ввиду их низкого ресурса. Первый чемпионат по супермото под вывеской Guidon d’Or (Золотой руль) официально состоялся в 1991 году во Франции, под Парижем, на треке под названием Carole. После чего чемпионат стал проводиться каждый год, всё больше и больше набирая обороты. В 1993 году гонки в классе супермото уже широко освещались по телевидению, а страны-соседи (Италия, Испания) вовсю следили за ходом гонок по телевидению и в прессе. Французские супермотардисты обрели определённую популярность!

     С ростом уровня чемпионатов начало наблюдаться чёткое разделение в классе на утилитарные супермотарды, пригодные для эксплуатации в качестве основного мотоцикла, спортивные супермотарды с ресурсом мотора, исчисляемого часами, и не оборудованные оптикой, и мотоциклы, стилизованные под супермотард (но по совокупности характеристик супермотардом особо и не являющиеся). Гонка вооружений в погоне за «Золотым Рулём» и отсутствие на рынке заводских конкурентоспособных супермотардов вынуждало команды проявлять чудеса изобретательности, рождая порой натуральных монстров (или Франкенштейнов), сочетающих в себе агрегаты от производителей со всего мира. К слову, первым заводским супермотардом считается Gilera Nordwest, которая была выпущена в 1991 году и представляла собой тяжёлый моноцилиндр на литых колесах от спортбайка, предназначенный прежде всего для езды по асфальту. Это был смелый эксперимент, но особой популярности в то время он не сыскал, да и к гонкам был абсолютно непригоден. В гонках же выделялись самодельные супермотарды-прототипы на базе Yamaha, Husqvarna, Borile, Honda, KTM и тп. Особого разнообразия не было, приходилось выбирать между 500сс двухтактным мотором от Хонды или Кавасаки, 650сс Ротаксом и мотоциклами на его базе (тот же Borile) и моторами-воздушками от Хонды и Ямахи, с которых ухитрялись снимать значительную мощность. Не брезговали и изготовлением своих рам, так как рамы внедорожных мотоциклов не справлялись с нагрузками на асфальте.

     Ближе к середине 90-х европейские производители оффрод-мотоциклов уже вывели выигрышную формулу супермотарда, и в рядах серийных мотоциклов появились успешные модели от КТМ, ССМ, Husaberg, Husqvarna. Японская четвёрка не приняла всерьёз это направление и просто-напросто его игнорировала, что послужило толчком к возникновению небольших европейских фирм (таких как Monnier в Швейцарии и Dall'ara в Италии), которые занимались переделкой японских эндуро и кроссовых мотоциклов в супермотарды, оформляя их как свою марку. Эти фирмы существуют и до сих пор, несложно догадаться, почему.

     Экспансия европейского супермото докатилась и назад до США, где в 2003-м году, 18 лет спустя после забвения, заново стартовал чемпионат по супермото под эгидой AMA и Supermoto Canada. Сейчас американское сообщество супермото ничем не уступает европейскому, американец Джефф Вард даже ухитрился выиграть «Золотой Руль» в 2007 году.

     Cтоит отметить и национальные различия в проведении супермото-чемпионатов США и Европы. Европейское супермото характерно бо́льшей асфальтовой секцией с частыми поворотами, в отношении 70% асфальта к 30% грунта, в то время, как американское супермото известно своей оффрод-секцией, которая легко может перевалить за 50% относительно асфальтового куска трассы. Это сказывается и на стиле вождения, и на подготовке спортсменов. Современное положение дел следующее — европейцы лучше ездят по асфальту и в дождь, но тушуются на мегатрамплинах и грейдерах, которые популярны в Штатах. А спортсмены из США с их развитой школой мото- и суперкросса, в свою очередь, показывают класс на оффрод-участках, где не оставляют шансов спортсменам из Европы.

  На сегодняшний день Европа по-прежнему лидирует в производстве супермотардов и разнообразии модельного ряда.

Aprilia SXV-550 VDB